положение о календарном и перспективном планировании в МБДОУ «ДС № 20 имени 1 Мая»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20
имени 1 Мая города Евпатории Республики Крым»

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ
«ДС № 20 имени 1 Мая»
____________Бабкина В.И.

Рассмотрено
на педагогическом совете
МБДОУ «ДС № 20 имени 1 Мая»
27.08.2020 г.

Пр.№ 01-21/159В от 01.09.2020г.

БАБКИНА
ВАЛЕНТИН
А
ИВАНОВНА

Подписан: БАБКИНА ВАЛЕНТИНА
ИВАНОВНА
DN: ИНН=910907916999,
СНИЛС=18337277897,
E=valentinababkina2017@mail.ru, C=RU,
S=Республика Крым, L=Евпатория, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ""ДЕТСКИЙ САД №20
ИМЕНИ 1 МАЯ ГОРОДА ЕВПАТОРИИ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ""", G=ВАЛЕНТИНА
ИВАНОВНА, SN=БАБКИНА,
CN=БАБКИНА ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
Основание: Я являюсь автором этого
документа
Местоположение:
Дата: 2021-05-10 18:11:59

ПОЛОЖЕНИЕ
о календарном и перспективном
планировании
в МБДОУ «ДС № 20 имени 1 Мая»

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано для муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 20 имени 1 Мая
города Евпатории Республики Крым» в соответствии с Законом Российской
Федерации от 29.12.2012г. N° 273 - ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (далее ФГОС ДО) , утвержденным приказом
Министерства образовании и пауки России от 17.10 2013г. N° 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования, приказом Минобрнауки России от 30.08.2013г. N°
1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам дошкольною образования», Санитарно-зпидемиологическими
правилами и нормами (СанПиН 2.4.1.3049-13). инструктивно - методическим
письмом «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей
дошкольною возраста в организованных формах обучения», уставом
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 20 имени 1 Мая города Евпатории Республики Крым» (далее
- МБДОУ).
1.2.
Календарный план учебно-воспитательного процесса в
возрастных группах - это рабочий инструмент педагога, в котором
заблаговременно определяется порядок, последовательность осуществления
воспитательно-образовательной деятельности с указанием необходимых
условий, используемых средств, форм и методов.
1.3.
Календарный план обязательный документ и является
неотъемлемой частью основной образовательной про граммы МБДОУ «ДС
№ 20 имени 1 Мая».
1.4.
Календарный план что документ, определяющим основное
содержание образования по каждой образовательной области на каждый
день работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО, региональным
компонентом, приоритетным направлением ДОУ.
1.5. Перспективный план учебно-воспитательного процесса в
возрастных группах - это заблаговременное определение порядка,
последовательности осуществления учебно-воспитательного процесса.
1.6. Структура календарного плана является единой для всех
педагогических работников МБДОУ «ДС № 20 имени 1
Мая».
1.7. Настоящее Положение принимается Педагогическим советом МБДОУ
«ДС № 20 имени 1 Мая» и утверждается приказом заведующего МБДОУ.
1.7. Настоящее Положение является локальным нормативным актом.
2. Цели и задачи планирования
2.1. Организация и управление образовательным процессом,
обеспечивающим выполнение основной образовательной программы
МБДОУ «ДС № 20 имени 1 Мая».
2.2. Организация целостного, непрерывного, содержательного
педагогического процесса.
2.3. Осуществление воспитательного воздействия на детей систематически и
последовательно.

3. Принципы планирования.
3.1. Системность и концентричность при изучении материала, который
подобран по возрастам с учетом задач ООП ДОУ и примерной
общеобразовательной Программы дошкольного образования «От рождения
до школы».
3.2. В тематическом планировании одна тема объединяет все виды
деятельности.
3.3. Учет медико-гигиенических требований к последовательности,
длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных
режимных процессов.
3.4. Учет местных и региональных особенностей климата.
3.5. Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при
проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий,
занятий по экологии.
3.6. Учет индивидуальных особенностей (тип темперамента ребенка, его
увлечения, достоинства, чтобы найти подход к его вовлечению в
педагогический процесс).
3.7. Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной
деятельности. (ООД, игр, совместной деятельности детей и воспитателя, а так
же свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками).
3.8. Учет уровня развития детей (проведение занятий, индивидуальной
работы, игр по подгруппам).
Взаимосвязь процессов воспитания и развития (обучающие задачи
планируются не только на ООД, но и в других видах деятельности).
3.9. Регулярность, последовательность и повторность воспитательных
воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и
усложняются задачи - познакомить с игрой, выучить правила игры,
выполнять правила, воспитывать доброжелательно отношение к детям,
усложнить правила, закрепить знание правил игры и пр.)
3.10. Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной
разрядке (психогимнастика, релаксация ежедневно, музыка).
Планирование строится на основе интеграции.
3.11. Планируемая деятельность должна быть мотивирована.
3.12. Планировать разнообразную деятельность, способствующую
максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка.
4. Организация работы.
4.1. Основа планирования педагогического процесса - ООП ДОУ.
4.2. Календарный план составляется на месяц.
4.3. Календарное планирование осуществляется на основе циклограмм.
Календарный план - предусматривает планирование всех видов деятельности
детей и соответствующих форм их организации на каждый день.
4.4. Компонентами календарного планирования являются:
4.4.1 Цель и задачи. Они направлены на развитие, воспитание, обучение
(цели и задачи должны быть диагностируемыми)

4.4.2 Содержание (виды действий и задачи) определяется программой.
4.4.3 Организационно-действенный компонент (формы и методы должны
соответствовать поставленным задачам).
4.4.4 Результат (что запланировали в самом начале и что получили должно
совпадать).
4.4.5 Календарный план составляется в соответствии с режимом дня:
• планирование утреннего отрезка времени;
• планирование ООД;
• планирование прогулки;
• планирование второй половины дня.
- Нерегламентированная деятельность:
в утренний отрезок времени можно планировать все виды деятельности
по желанию детей (игры, общение, труд, индивидуальную работу и пр.).
Деятельность не должна быть продолжительной по времени (15-20 минут),
ребенок должен увидеть результат своей работы. Утром планируем только
знакомые для детей виды деятельности.
- Прогулка: наблюдение (за погодой, природой, транспортом, трудом
взрослых, сезонными изменениями в одежде и пр.), за явлениями природы;
подвижная игра (планируется с учетом погоды, особенностей сезона);
спортивная игра, упражнение или элементы спортивной игры; игры
дидактические, хороводные, забавы, творческие; индивидуальная работа по
развитию движений, по подготовке к ООД с детьми которые не усвоили
материал (3 - 7 минут), с одаренными детьми, по подготовке к праздникам;
труд (по желанию детей - чем хотят заняться). Соблюдать
последовательность действий на прогулке не обязательно, все зависит от
настроения и желания детей.
- Вечер. В данный отрезок времени планируются: все виды игр настольно-печатные, сюжетно-ролевые, строительные, дидактические,
развивающие, театральные; развлечения, праздники, сюрпризы проводимые
воспитателем планируются 1 раз в неделю (в четверг или пятницу); труд
(ручной труд, хоз.быт (уборка, стирка) коллективный, по подгруппам.
- Индивидуальная работа по всем видам деятельности.
- Чтение художественной литературы.
- Работа с родителями.
- Работа по ЗКР.
4.5. Календарное планирование следует начинать с перспективного (сетки
ООД), учитывающего:
• требования к максимальной нагрузке на детей;
• требования учебно-тематического плана.
4.6. Перспективный план составляется на месяц: на 2 недели каждым
воспитателем группы.
Календарный план - составляется на полгода или год (допустима
коррекция в ходе работы в плане данного вида).
В перспективном плане планируются:
4.6.1. Цели и задачи (на квартал);

4.6.2. Виды детской деятельности:
• Двигательная
• Игровая
• Изобразительная
• Чтение художественной литературы
• Коммуникативная
• Познавательно-исследовательская
• Трудовая
• Музыкально-художественная
• Конструирование
4.6.3. Работа с семьей с указанием темы, формы и цели мероприятия,
(указывается целевое назначение: фамилия родителя или группа родителей).
4.7. Перспективное планирование осуществляется на основе циклограммы
(расписание ООД в ДОУ, утвержденное заведующим).
4.8. Календарное и перспективное планирование осуществляется обоими
воспитателями группы.
4.9. В перспективном и календарном планах должны учитываться
особенности развития детей данной группы и конкретные условия МБДОУ.
5. Технология разработки календарных планов
• Общий алгоритм — канва.
• Начинать написание плана с режимных моментов: утро; день; вечер;
минимум на две недели.
• Оформление плана должно соответствовать эстетическим требованиям,
так как это визитная карточка МБДОУ.
•Учитывать соотношение нагрузки детей: эмоциональной;
интеллектуальной; физической.
• Соответствие программно-методическому обеспечению.
• Включать все виды деятельности.
• Прослеживать усложнение приемов, не только наглядных и словесных,
но и таких, как коллективный поиск, беседа, развивающие игры.
6. Порядок оформления календарного плана образовательной работы
6.1. Алгоритм составления календарного плана воспитателя МБДОУ:
1) Календарный план оформляется в печатном или рукописном варианте.
2) Титульный лист.
3) Список детей группы.
4) Условные обозначения:
- социально-коммуникативное развитие - С-К
- познавательное развитие - П

- речевое развитие - Р
- художественно - эстетическое развитие - Х-Э
- физическое развитие - Ф
- логопедические занятия - Л
- занятия с педагогом - психологом - П
5) План работы с родителями: планируется на месяц адресно (дата, форма,
цель, специалист).
6) Расписание - сетка занятий.
7) Планирование специально организованных занятий (с указанием дня и
даты) в виде таблицы.
8) Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми.
9) Планирование самостоятельной деятельности детей.
10) Планирование утренней, динамической, пальчиковой гимнастики на 2
недели.
11) Система закаливания: включает комплекс мероприятий.
12) Наблюдения/экспериментирования на месяц (могут быть в отдельной
тетради или в виде картотеки).
13) Рекомендации специалистов.
14) . На полях остаётся место для внесения изменений в план.

6.2. Планирование должно отражать три стороны педагогической работы:
1. Организованное обучение (система фронтальных или подгрупповых занятий в соответствии с программой и
сеткой занятий).
2. Совместная деятельность взрослых и детей.
3. Планирование самостоятельной деятельности детей.
(смотреть Приложение № 1)
1.
Титульный лист
Указываются: полное наименование Учреждения, название документа, название
возрастной группы, учебный год, Ф.И.О. педагогов, работающих в данной группе.
2.

3.

Список воспитанников Указывается Ф.И.О воспитанников, дата рождения (на 01.09 данного года), особенности
группы
воспитанников. (Подробная информация важна для организации индивидуально личностного подхода к каждому воспитаннику).
Сетка занятий согласно Составляется в соответствие с ООП ДО Учреждения, Учебным планом - графиком.
Заниматься можно группой, в подгруппах по 5-6 человек каждая, индивидуально.
нормам СанПиН
2.4.1.3049-13 и ООП ДО
Учреждения

4.

План работы с
родителями

5.

Г имнастика

6.

Содержание работы с родителями планируется на месяц. Следует указать, в какие дни и что
будет сделано каждым воспитателем группы, и какие общесадовские мероприятия будут
проведены. Писать мероприятия, которые проводятся воспитателем и специалистами,
работающими на этой группе. Вне зависимости от того, кто проводит занятия,
организатором его будет в любом случае воспитатель.
Работа может быть расписана в различных формах проведения: родительские собрания,
консультации (индивидуальные, групповые), семинары-практикумы, тематические
выставки, эпизодические беседы с родителями, клубы по интересам, совместные
праздники, развлечения и досуги, анкетирование, родительские посиделки, экскурсии,
туристические походы, участие родителей в общественной жизни группы и прочее.
Сколько мероприятий планировать, это каждый сам определит. Работа в детском саду с
родителями должна планироваться в соответствии с годовыми задачами учреждения.

Физическая нагрузка в детском саду подразумевает утреннюю, дыхательную,
пальчиковую, артикуляционную, зрительную гимнастику. В планировании следует
отразить структуру гимнастики: вводную часть (бега или ходьба), среднюю (комплекс
упражнений) и заключительную. Дозировка упражнений и движений должна быть
отражена в документе. Трижды в день должна проводиться дыхательная гимнастика,
дважды - пальчиковая, дважды в день по 3-5 минут - зрительная. Артикуляционная
гимнастика проводится ежедневно с подгруппами или индивидуально. После сна
обязательная 5-7-минутная динамическая гимнастика, которая позволит нормализовать
работу сердечно - сосудистой системы. Комплекс гимнастики мозга занимает 5-7 минут и
работает на координацию движений, моторики и полушарий мозга.
Комплексы составляется из расчета 1 на 2 недели (комплекс утренней гимнастики
должен повторять пройденный ранее детьми материал на занятиях по физкультуре).
Модель проектирования - организации жизни детей на протяжении недели. Планирование
Режим
подразумевает разбивку дня на режимные отрезки с указанием принципа организации и
интеллектуальной и
видов деятельности дошкольников.
двигательной нагрузки -Модель позволяет оценить, насколько перегружен день, скорректировать образовательную
модель
работу с детьми.
проектирования

7.

План специально
Занятия планируются согласно сетке, в документе указывается дата и день. В документ
организованных занятий следует внести вид и тему занятия, источник материала: автор.
(НОД,ОДД)
Правильное чередование занятий, количество и перечень занятий в течение недели и дня.
Педагогу следует придерживаться установленной программе, перечню и составу занятий.
Основные виды деятельности дошкольников: лепка, рисование, музыкальные занятия,
физкультура, аппликация, конструирование, развитие математических способностей,
развитие речи.
В календарном плане указывается название, тема, автор (страница), программное
содержание (триединые задачи), индивидуальная работа, словарная работа (пассивный и
активный словарь), материал.
На занятиях планируются физкультминутки.

8.

Прогулки

9.

План самостоятельной
Воспитателям важно побуждать самостоятельную деятельность дошкольников,
деятельности
планируя условия для ее развития и появления.
воспитанников

В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок:
утренней и вечерней (не считая утреннего приема детей на воздухе).
Задача прогулки в первую половину дня — восстановить силы после занятий, получить
максимальный положительный заряд.
Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начнется
с наблюдения.
Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с подвижной
деятельности.
При планировании содержания воспитательной работы на прогулке воспитатель
предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей,
правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки, придерживаясь
следующей примерной структуры: спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры,
наблюдения); затем подвижные игры с элементами спорта, спортивными развлечениями;
трудовая деятельность детей.

Сюжетно-ролевая игра
10.

Перечисление цели игры, атрибутов и игровых ролей, руководство воспитателя игрой.
Игра берётся из перспективного плана в Паспорте игры.

11.

План совместной работы Совместная деятельность осуществляется в утреннее время, во время дообеденных и
с детьми и
вечерних прогулок и подразумевает взаимосвязь с процессом обучения. Она необходима
воспитателями
для уточнения, закрепления и углубления полученных навыков и знаний, важна
партнерская позиция с дошкольниками. В планировании следует указать индивидуальные
диалоги с детьми, рассказывание и чтение, совместную двигательную активность,
творческие, развивающие и дидактические игры, наблюдение, музыку, труд,
художественно-продуктивную деятельность.

12.

Взаимодействие
специалистов и
педагогов группы

Картотека позволяет накопить педагогический опыт, сохранить методы и формы работы
с детьми и взрослыми. Подобный «банк» знаний может помочь коллегам, стать
энциклопедией знаний для решения воспитательно-образовательных задач. Хранение
данных в форме картотеки позволяет выстроить информацию в логической
последовательности, объединяя различные карточки, воспитатель может моделировать
педагогический процесс. Воспитательно-образовательный процесс можно строить на
основе блочного календарного планирования и карточками на каждый день.

7. Документация и ответственность
7.1. Календарный и перспективный план являются обязательными документами
педагога.
7.2. По итогам тематической недели, воспитатель сдает накопленный материал
(конспекты, консультации, фото и пр.) на электронном носители, для оформления
сайта МБДОУ или самостоятельно выставляет на своей страничке сайта.
7.3. Контроль за календарным и перспективным планированием осуществляется
старшим воспитателем ежемесячно с соответствующей пометкой: Дата проверки.
Надпись: «План и сетка проверены, беседа проведена, рекомендовано: 1...., 2 , 3 и
т.д.».
8. Заключительные положения
8.1. Календарные планы хранятся в группах 3 года.
8.2. Данное Положение действует до принятия нового, все изменения и
дополнения оформляются в виде Приложения к нему.

Приложение № 1 к Положению о
календарном и перспективном планировании
в МБДОУ д/с № 10

Планирование утреннего отрезка времени
Необходимо запомнить, что утро — это спокойный режимный момент.
Основная задача
педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы
включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое,
жизнерадостное настроение. Здесь очень важно провести эмоциональностимулирующую гимнастику. Работа проводится по подгруппам и
индивидуально. Если говорить о фронтальной работе, это могут быть хороводы
и спокойные виды деятельности.
Утренний прием — наиболее благоприятное время для индивидуального
общения воспитателя с каждым ребенком. В эти часы успешно ведется
индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности.
Отличительной особенностью ее является непринужденность, опора на интерес
и любознательность ребенка, на занимательность формы и содержания
проводимых мероприятий. Это работа по исправлению и воспитанию у детей
правильного звукопроизношения, по развитию устной речи и выработке
правильной интонации, по физическому воспитанию (стимулирование
двигательной активности). При планировании индивидуальной работы с
детьми, воспитатель указывает конкретно имена тех воспитанников, с кем будет
производиться работа и прописывает какая работа.
По содержанию утренний отрезок времени включает:
• игровую деятельность,
• беседы с детьми,
• рассматривание предметов и иллюстраций,
• короткие наблюдения в природе и явлений общественной жизни.
Хорошо планировать на утро короткие беседы с группой ребят или
отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по
инициативе детей. Так, в календарных планах младшей и средней групп
воспитатель намечает коротенькие беседы с детьми о близких людях и
доступных предметах и явлениях окружающего мира: о маме, папе и бабушке, о
младших братьях и сестрах, об игрушках, книгах, объектах природы и многом
другом. Часто такие беседы сопровождаются рассматриванием иллюстраций. В
календарных планах старшей группы намечаются, кроме указанных выше,
беседы с рассматриванием иллюстраций и без них по более сложной тематике: о

временах года, о домашних и диких животных, о жизни родного города.
Намечая конкретные мероприятия, важно учитывать характер
предстоящих занятий.
Если занятия будут спокойного характера, требующие умственной активности
и усидчивости детей, как, например, занятия по формированию элементарных
математических представлений, разучивание стихотворения, пересказ, на утро
планируется деятельность детей, вызывающая их физическую активность, и,
наоборот, если занятия предполагают большую подвижность, детей
(физкультурные, музыкальные), то утренняя деятельность должна быть более
спокойной.
Количество видов деятельности в утренние часы:
• в младшей и средней — 3-4 вида,
• в старшей подготовительной группе — 4-6 видов в зависимости от детей
группы.
Воспитатель сам определяет, сколько должно быть видов деятельности
оперяясь на примерные каноны.
Планирование прогулки
В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух
прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приема детей на воздухе).
Задача прогулки в первую половину дня — восстановить силы после
занятий, получить максимальный положительный заряд.
Прогулка должна дать разрядку ребенку, снять напряжение после занятий и
создать у него жизнерадостное настроение, что в свою очередь обеспечивает
соответствующий тонус для успешного физического и психического развития
ребенка в иных условиях и видах деятельности.
Г оворя о планировании прогулки нужно помнить о том, что есть
общепринятая структура прогулки.
• Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то
прогулка начнется с наблюдения.
• Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с
подвижной деятельности.
Наблюдения. Следует обратить внимание на планирование наблюдений,
учитывая огромное значение ознакомления дошкольников именно с
натуральными предметами в процессе непосредственного их восприятия. Этот
вид детской деятельности на прогулках в первой половине дня планируется
ежедневно. В старших группах, где особенно широкая программа ознакомления
с общественно-бытовыми явлениями, можно планировать и по два наблюдения,

одно из которых будет частью комплексного занятия и займет 10—15 минут
(например, рассматривание почтовых, школьных принадлежностей и прочее).
Наблюдения должны планироваться в соответствии с погодными условиями и
временными отрезками: зима, весна, лето, осень. Наблюдения могут
планироваться как кратковременные, так и длительные. В процессе
наблюдений, проводимых как по инициативе взрослых, так и по желанию детей,
развиваются: эстетическое восприятие, умственная активность, формируется
интерес к окружающему, к познавательной деятельности.
Таким образом в процессе наблюдений ребенок развивается всесторонне.
Виды наблюдений:
1. Наблюдения за окружающим (неживыми предметами). Хотелось бы
обратить внимание на инструкцию по охране жизни и здоровья детей.
С детьми до трех лет, например, за небом не наблюдают, так как у детей
еще не сформировано окончательно чувство равновесия.
2. Наблюдения за живой природой (цветы, деревья, кустарники).
3. Наблюдения за транспортом. В младшей и до середины средней группы
наблюдают за транспортом на территории детского сада, который
приезжает. Дети подходят к забору, не выходя за пределы учреждения. В
старшей и подготовительной группе детей выводят на прогулку
наблюдать за транспортом. Здесь в данном виде наблюдений обязательно
нужно помнить о том, что идет глубокая работа по ознакомлению детей с
правилами дорожного движения и поведению на улице.
4. Наблюдения за живым объектом. Необходимо обращать внимание на
основы безопасности.
5. Наблюдения за трудом взрослых. В младшем и среднем возрасте
наблюдают за трудом взрослых, находящихся в дошкольном
учреждении. Сначала наблюдают за тем трудовой деятельностью
взрослого и результатом этой деятельности. Следующий этап
заключается в том, чтобы показать, насколько взрослый старается
трудиться на своей работе. С конца средней группы дети ходят на
экскурсии (фабрики, заводы).
При организации любых видов наблюдений должно быть использовано
художественное слово: стихи, пословицы, поговорки, загадки, потешки,
приметы. С приметами начинают знакомить со средней группы.
Программное содержание наблюдений ритмично чередуется. В течение месяца
можно провести четыре наблюдения примерно в такой последовательности
(подготовительная группа):
1- я неделя — экскурсия (целевая прогулка) природоведческая;
2- я неделя — наблюдение за бытовыми объектами;
3- я неделя — наблюдение за природоведческими объектами (в групповой
комнате);
4- я неделя — наблюдение за общественными явлениями, трудом людей.

При планировании содержания воспитательной работы на прогулке
воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и
двигательной деятельности детей, правильное распределение физической
нагрузки в течение всей прогулки, придерживаясь следующей примерной
структуры:
• спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения);
• затем подвижные игры с элементами спорта, спортивными
развлечениями;
• трудовая деятельность детей.
Особое внимание воспитателю следует обратить на обеспечение активной,
содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры,
труда, наблюдений, в процессе которых формируется детский коллектив,
усваиваются и воспитываются положительные навыки поведения,
накапливаются представления детей об окружающей природе и общественной
жизни. Планирование работы по развитию движений на прогулке должно
способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических
упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно
правильно выбирать время для проведения игр и упражнений.
Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность
проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей.
Продолжительность подвижной деятельности составляет 60-70% от общей
продолжительности прогулки, при этом не должна ущемляться
самостоятельная деятельность детей.
Подвижные игры. Важное место в прогулке занимает подвижная игра, в
которой принимают участие все дети группы. С этой целью воспитатель
вызывает у детей интерес к игре, делает ее увлекательной. Только
непринужденное активное участие детей в игре создает у них радостное
настроение и обеспечивает ее педагогический эффект.
Количество подвижных игр — от одной до четырех. При подборе подвижных
игры необходимо обращать внимание на вид основных движений. В теплое
время года должно даваться больше подвижных игр с метанием, ползанием,
лазанием. В холодное время - с бегом, метанием, прыжками.
Организует и проводит игру воспитатель, который не только руководит, но и
участвует в игре, беря на себя наиболее ответственную роль.
Продолжительность одной игры составляет 7-15 минут (в зависимости от
возраста детей и состояния здоровья).
Важно, чтобы в подвижных играх принимали участие все воспитанники
группы. С этой целью на прогулке планируются только знакомые детям игры. С
новыми играми дети знакомятся на физкультурных занятиях.

Игры помогают решать важные задачи воспитания, обучения детей, умения
слушать, быть внимательным, правильно управлять своими движениями,
привыкать к дисциплине и сознательному отношению к занятиям.
Использование подвижных игр требует соблюдения следующих
методических
принципов:
• Учет возрастных особенностей детей: чем старше дети, тем сложнее
становятся игры, тем большее значение имеет сюжетный, ролевой
рисунок, постепенно усложняются правила, значительнее становится
роль личной инициативы.
• Подбор игр в соответствии с лечебно-педагогическими, лечебными и
воспитательными задачами.
• Соблюдение физиологических закономерностей адаптации к нагрузкам.
• Четкое объяснение правил игры и распределение ролей.
В подборе подвижных игр и элементов соревнования необходимо учитывать
индивидуальные особенности физического развития и здоровья детей. Игры,
являясь специфическим видом деятельности ребенка, широко используются в
лечебной
физкультуре для решения поставленных лечебных задач.
Выбор времени проведения и упражнений на прогулке зависит от
предшествующей работы в группе.
Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине
дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце
прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно
поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями.
В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей
в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной
деятельности.
В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна
подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение
или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не
проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и
упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и
ловля мяча и другие)
При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать
разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный).
Наиболее целесообразным является смешанное использование разных
способов организации.
Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по
подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей. На прогулке
должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени

интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр
(включая игры эстафеты), при этом разучено 3-4 новые игры. Напомню, общая
длительность игры составляет 7-10 минут.
Индивидуальная работа по физвоспитанию. Оздоровительный эффект
прогулки во многом зависит от правильно организованной двигательной
деятельности дошкольников. Планируя прогулку, воспитатель предусматривает
индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию.
Индивидуальная работа по физвоспитанию должна планироваться ежедневно и
с теми детьми, у которых есть проблемы в освоении основных
движений. Обратите внимание на то, что есть дети с разной степенью
подвижности.
Индивидуальная работа может проходить в занимательной игровой форме,
спортивные игры и развлечения.
Например, для старшей группы рекомендуются спортивные упражнения и
элементы спортивных игр: бадминтон, настольный теннис, баскетбол, футбол,
хоккей, городки.
Спортивные игры. Спортивные игры и упражнения проводятся ежедневно во
время прогулок или в спортзале.
Баскетбол. Передача и перебрасывание мяча друг другу двумя руками,
бросание в корзину двумя руками из-за головы. Освоение игры по упрощенным
правилам.
Футбол. Передача мяча друг другу с отбиванием его правой или левой ногой в
положении стоя на месте, подбрасывание мяча ногой, попадание мяча в
предметы, забивание в ворота. Освоение игры по упрощенным правилам.
Хоккей. Умение кататься на коньках, вести шайбу клюшкой, передавать шайбу
друг другу, забивание шайбы в ворота. Освоение игры по упрощенным
правилам.
Бадминтон. Умение правильно держать ракетку, производить удар по волану,
перебрасывать его партнеру без сетки. Освоение игры по упрощенным
правилам.
Теннис. Умение держать ракетку, попадать по мячу, перебрасывать его через
сетку. Освоение игры в настольный и большой теннис по упрощенным
правилам.
Сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевые игры должны соответствовать
возрасту, интересам, уровню развития детей и учитывать полоролевую
дифференциацию. Они идут на основе тех знаний, которые у детей есть.
Тематика должна быть самой разнообразной. Проводятся игры на бытовые,
производственные темы; игры на закрепление правил дорожного движения и
правил поведения на улицах города; строительные,

театрализованные; игры, тематика которых связана с современной жизнью.
Для организации сюжетно-ролевой игры должен быть минимум готовых
пособий. Когда у ребенка есть полный арсенал пособий, то ребенок повторяет
производственные действия. Если у ребенка есть предметы- заместители,
ребенок начинает развивать игру и его действия переходят в ролевой план. Это
очень важно при подготовке детей к школе.
Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Движение
пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. В Китае
распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами.
Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим
организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память,
умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение,
улучшает деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем,
развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают
жизненный тонус.
Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда
будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны
приносить ребенку радость. Не допускайте скуки и переутомления.
Эти упражнения должны проводиться в соответствии с временем года,
погодными условиями. Эти упражнения проводятся во всех возрастных
группах, начиная с младшего возраста индивидуально, с подгруппой детей и
фронтально. Комплекс проводится в любое удобное время дня, ежедневно. В
комплекс упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, входят:
• Пальчиковая гимнастика — рекомендуется проводить с детьми, которые
имеют проблемы в речевом развитии.
• Выкладывание на асфальте, песке, снегу из природного материала
(палочки, камешки, пластиковые пробки, осенние листья, плоды и другие
материалы).
• Постройки из природного материала (муравейник, метла из травинок).
• Игры с песком (просеивание, куличики, формочки).
• «Угадай на ощупь».
• Различные виды застежек, шнуровок — их подбор должен
соответствовать возрастным интересам дошкольников.
• Скрепление деталей разнообразными способами.
• Мозаики из различных материалов, пазлы.
• Игры с водой, с песком.
• Работа с «печатками» разнообразных форм.
• Рисование под проговаривание текста.
• Рисование палочкой, мелками на асфальте, песке, снегу.

• Игры с веревочкой.
• Игры с шипованными мячиками пластилином, соленым тестом.
Элементарная трудовая деятельность. Она может быть двух видов:
1. Хозяйственно-бытовой труд: дети вместе с педагогом, друзьями наводят
порядок на участке, в игровых уголках и шкафчиках.
2. Труд на природе: дети работают в цветнике, на клумбе, в огороде.
Формы организации трудовой деятельности могут быть как фронтальные, так и
подгрупповые.
Планируя объем и содержание трудовой деятельности, воспитатель наряду с
обучением детей некоторым практическим навыкам работы в природе должен
предусмотреть знакомство их с растениями, животными, правилами ухода за
ними, продумать способы организации детей в этой деятельности,
последовательность работы, приемы, способствующие воспитанию у них
чувства удовлетворения от выполненной работы, ответственности за общее
дело.
Экспериментальная деятельность. Эксперименты проводятся с самыми
разнообразными материалами, при этом обязательно учитывается время года.
Следует обратить внимание на обеспечение безопасности.
Индивидуальная работа должна планироваться по разделам программы.
Существует четыре вида прогулки:
1. Типовая: максимально свободная деятельность детей (максимум
атрибутов).
2. Комбинированная, состоящая из двух частей: первая часть — целевая
прогулка; вторая часть — свободная деятельность детей.
3. Прогулка-экскурсия, прогулка-поход.
4. Спортивная (соревнования, эстафеты).
Планирование второй половины дня
Содержание вечерних прогулок должно планироваться с учетом всей
предшествующей
деятельности детей.
Планируются наблюдения, игры, труд, физические упражнения и подвижные
игры. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить
игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей.
Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая
деятельность
детей.

После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей:
• уборку групповой комнаты;
• ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр;
• стирку кукольного белья, носовых платков, лент;
• изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей.
Рекомендуется также устраивать и различные зрелищные мероприятия,
развлечения:
• кукольный, настольный, теневой театры;
• концерты;
• спортивные, музыкальные и литературные досуги;
• слушание аудиокассет и многое другое.
В этот период времени может планироваться работа музыкально эстетического цикла,
работа по изобразительной деятельности, вечера развлечения. Для расширения
кругозора детей можно планировать художественное чтение с продолжением,
рассказывание сказок, просмотр репродукций картин
классиков и современных художников.
Во вторую половину дня ежедневно проводится прогулка, в содержание
которой входит
подвижная игра, сюжетно-ролевые игры детей, трудовая деятельность.
Воспитатель создает условия для организации индивидуальной
избирательной
деятельности детей в соответствии с их интересами и запросами.
Активный отдых и семейный досуг
Активный отдых детей проводится при участии родителей, при этом
используются разнообразные нетрадиционные формы отдыха:
• Физкультурно-оздоровительные праздники по программе
«Оздоровление», проводятся 2 раза в год.
• «День здоровья», проводится 1 раз в квартал.
• «Неделя здоровья», проводится 1 раз в квартал.
• Мини - туризм.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».