Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№ 20 имени 1 Мая города Евпатория Республики Крым»
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
МБДОУ «ДС № 20 имени 1 Мая»
протокол № __ от «__» _______ 20__г.
БАБКИНА
ВАЛЕНТИ
НА
ИВАНОВ
НА

Подписан: БАБКИНА ВАЛЕНТИНА
ИВАНОВНА
DN: C=RU, S=Республика Крым,
L=Евпатория, T=Заведующий, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ""ДЕТСКИЙ САД

Утверждаю
заведующий МБДОУ
«ДС № 20 имени 1 Мая»
_________ В.И. Бабкина
приказ № ____________
от «__» ________ 20 __г.

№20 ИМЕНИ 1 МАЯ ГОРОДА

ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ
КРЫМ""", СНИЛС=18337277897,
ИНН=910907916999,
E=valentinababkina2017@mail.ru,
G=ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА,
SN=БАБКИНА, CN=БАБКИНА
ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение:
Дата: 2023-06-21 14:54:40
Foxit Reader Версия: 9.0.0

Программа
по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного
возраста «МАЛЕНЬКИЙ ТАЛАНТ» муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 20 имени 1 Мая
города Евпатории Республики Крым»

Разработана творческой группой педагогов
МБДОУ «ДС № 20 имени 1 Мая»

Сроки реализации: 4 года (3-7 лет).
Разработчики:
Заведующий – координатор реализации программы.
Старший воспитатель – осуществляет методическое сопровождение.
Воспитатели, музыкальный руководитель - осуществляют реализацию программы.
Пояснительная записка
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных,
незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с
другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений)
в том или ином виде деятельности.
Отличительные особенности одаренных детей:
- имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников
интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и
проявления;
- имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;
- испытывают радость от умственного труда.
Одаренного ребенка отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо,
упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно
прибавить и степень погруженности в задачу.
Воспитательный процесс в детском саду предполагает, что ребенок должен
соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом,
многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность
существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
Выявление одаренности зависит от множества факторов, поэтому необходимо
использовать все возможные источники информации о ребенке. Только после
сопоставления информации, полученной из различных источников, можно делать какиелибо выводы.
Конечная задача педагогов МБДОУ предоставить возможность для развития разных
по одаренности детей.
Программа рассчитана на дошкольников 3-7 лет с предпосылками к
художественной, вокальной, артистической, творческой, хореографической, спортивной
одаренностям.
Концепция программы
- Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие
должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива
дошкольного учреждения.
- Выявление одаренных детей должно начинаться с раннего возраста наблюдения,
изучения психологических особенностей.
- Диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для
наиболее эффективного развития одаренного ребенка.
Цель программы - создание условий для выявления, поддержки и развития
одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.
Воспитательная цель: воспитание личности, обладающей коммуникативными
навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных
убеждений.
2

Образовательная цель: расширение единого образовательного пространства
детского сада для социально значимой реализации индивидуальной образовательной
стратегии одаренных детей.
Развивающая цель: развитие способностей одаренных детей к включению в любую
духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона,
страны и самой личности.
Задачи программы.
- Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей
дошкольного возраста.
- Выявить детей с предпосылками одаренности.
- Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения
одаренных детей.
- Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом
направлении.
- Разработать план мероприятий для развития творческих способностей
воспитанников МБДОУ.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной
педагогики и психологии:
- Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно
самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их
взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными
детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели
образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и
формы педагогического процесса и материальная база.
- Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной
и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода
предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития
задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих
условий.
- Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие
развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации
деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта
познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели
и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и
оценке результатов деятельности.
- Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой
как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной
им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом
новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей
представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как
творческой личности. Реализация этих методологических принципов позволяет определить
основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять
планирование и прогнозирование деятельности.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для
развития личности;
- принцип возрастания роли дополнительного образования;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
3

- принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического
развития;
- принцип гуманизма и демократизма.
Направления работы в рамках программы.
Координационное направление:
- организация работы всего коллектива МБДОУ;
- создание предметных базовых площадок;
- интеграция в рамках данного направления деятельности дополнительного
образования;
- обеспечение нормативно-правовой базы;
- ресурсное обеспечение;
- контроль и анализ деятельности.
Диагностическое направление:
- формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности;
- проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных
детей;
- проведение диагностики одаренных детей;
- диагностика условий обучения и развития одаренных детей;
- создание банка данных «Одаренные дети МБДОУ».
Кадровое направление:
- определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными
детьми;
- повышение квалификации педагогов на разных уровнях;
- оказание информационной, методической и финансовой помощи педагогам;
- создание творческой группы педагогов, работающих с одаренными детьми;
- создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.
Развивающее направление:
- создание образовательной среды для развития одаренных детей;
организация
кружков
интеллектуальной,
художественно-эстетической
направленности;
- создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах и других
интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня; - обеспечение материальнотехнической базы;
- создание системы психологического сопровождения одаренных детей;
- использование информационно-коммуникационных технологий.
Информационное направление:
- привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного
управления, средств массовой информации к проблемам одаренных детей;
- организация работы библиотеки;
- создание банка образовательных программ, диагностических и методических
материалов;
- информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми.
Формы работы с одаренными детьми:
- индивидуальный подход в образовательной деятельности, использование в
практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм
занятий;
- дополнительные занятия с одаренными дошкольниками, подготовка к конкурсам,
интеллектуальным играм, мини-олимпиадам;
- участие в мероприятиях МБДОУ, муниципальных, региональных конкурсах;
- конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
4

- посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также
спортивных секций по интересам;
- использование современных средств информации (Интернет, медиатека,
компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
- создание детских портфолио.
Индивидуальный маршрут для одаренных детей.
Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа,
предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на
развитие его индивидуальных способностей. Индивидуальный образовательный маршрут
поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.
Использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного
образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного
и профессионального самоопределения воспитанников. Практика показывает, что одной
программы бывает недостаточно для реализации образовательных, социальных задач по
развитию ребенка в рамках индивидуального маршрута развития. В этой связи
используется комплексирование нескольких программ различных специалистов,
работающих по индивидуальному маршруту развития с ребенком.
Цель этой работы - оптимизация процесса составления индивидуального
образовательного маршрута ребенка и координация междисциплинарного взаимодействия
специалистов в условиях командной работы.
Итогом успешной работы педагогов может считаться успешное выполнение
Конструкции образовательного процесса:
- Базовое образование - общеобразовательные занятия базисного учебного плана,
получаемые в стенах МБДОУ.
- Углубленное обучение и развитие происходит с помощью индивидуальной
целенаправленной работы со специалистами (психологом, логопедом, музыкальным
работником, физкультурным работником и т.д.).
- Элитарное обучение. Дальнейшее развитие способностей ребенок получает в виде
Элитарного обучения в музыкальной школе, школе искусств и танцевальном коллективе,
спортивные секции.
Этапы создания индивидуального маршрута ребенка
1 этап. Выбор
Коллегиальное решение и выбор ребенка для работы по построению
индивидуального маршрута развития
2 этап. Наблюдение
- наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности;
- наблюдение за ребенком в свободной деятельности;
- беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами;
- беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями.
3 этап. Диагностика
- определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное
диагностическое обследование);
- построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка;
- подбор методик, определение методов и приемов работы.
4 этап. Работа
- подбор индивидуальных заданий;
- связь с родителями и педагогами;
- домашние задания;
- корректировка задач, методов работы с ребенком.
5 этап. Контроль
5

- итоговая диагностика;
- представление работ ребенка на мероприятиях в МБДОУ.
Виды одаренности и их проявления
Творческая одаренность. Художественная одаренность Проявление фантазии в
творческих художественных работах. Высокое качество и разнообразие творческих работ в
соответствии с возрастом (рисунки, поделки).
Вокальная одаренность. Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство
ритма, хороший голос, музыкальный слух.
Артистическая одаренность. Умение «вжиться» в роль, держаться на публике,
желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая
память.
Спортивная одаренность. Высокие спортивные показатели в соответствии с
возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные
и выносливость.
Хореографическая одаренность. Чувство ритма, музыкальный слух, способность
копировать движения, хорошая двигательная память.
Прогнозируемые результаты реализации программы.
- Внедрение в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений
инновационных форм работы с детьми.
- Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по
выявлению и развитию способностей и предпосылок одаренности детей дошкольного
возраста.
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных,
творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
- Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.
- Использование условий социума для разностороннего развития детей дошкольного
возраста.
- Повышение качества подготовки детей к школьному обучению и увеличение
количества детей с высокой степенью готовности к школьному обучению.
- Рост престижа дошкольных образовательных учреждений в муниципальной
образовательной системе.
- Повышение качества образования и воспитания дошкольников в целом.
Тестовые методики
Отбор методик по выявлению одаренности детей представляет особую сложность в
работе педагога. Существующие методики рационально разделены на три группы:
- для выявления одаренности детей;
- для оценки склонностей педагога к работе с одаренными школьниками;
- для выявления и распознавания способностей у детей родителями.
Используются следующие методики: «Преобладание левого (правого) полушария»,
«Интеллектуальный портрет», «Сфера личностного развития» «Характеристика
воспитанника», «Карта одаренности», «Круги».
Своевременная диагностика способностей детей, соответствующее их
потребностям программное обеспечение, предъявление им заданий более высокого уровня
и профессионализм педагога, способного работать с одаренными детьми - это слагаемые
системного подхода к обучению одаренных детей.
Формы организации учебно-воспитательной деятельности с одаренными
детьми:
6

Форма
Наглядное моделирование

Задачи
Развитие умственных способностей ребенка:
1. Ознакомление с пространственными отношениями.
2. Развитие элементов логического мышления.
3. Развитие речи и ознакомление с художественной
литературой.
4.
Развитие
элементарных
математических
представлений.
5. Подготовка к обучению грамоте.
6. Конструирование.
7. Подготовка к сюжетно-ролевой игре.
8. Ознакомление с природой.
9. Ознакомление с элементарными физическими
явлениями.
10. Изобразительное искусство.
Экспериментальная
Выявление новых способностей у детей путем
мастерская
внедрения новых педагогических технологий.
Работа по индивидуальным Создание индивидуальной траектории развития
образовательным маршрутам
личности ребенка
Круглый стол
- Психологическое и педагогическое сопровождение
родителей одаренного ребенка.
- Совместная практическая деятельность одаренного
ребенка и родителей.
- Поддержка и поощрение родителей одаренных детей.
Кружки, секции, тематические Создание условий для самореализации одаренных детей
недели, праздники, конкурсы
для проявления творческих и интеллектуальных
способностей
Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов.
- Количественные и качественные показатели участия воспитанников в
мероприятиях разного уровня и творческих конкурсах.
- Положительная динамика проявления интереса воспитанников к различным видам
деятельности.
- Положительная динамика проявления интереса педагогов к исследовательской
деятельности.
- Рост профессионального мастерства воспитателей, работающих с одарёнными
детьми.
- Уровень социальной успешности воспитанников.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».