Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№ 20 имени 1 Мая города Евпатория Республики Крым» Рассмотрено на заседании педагогического совета МБДОУ «ДС № 20 имени 1 Мая» протокол № __ от «__» _______ 20__г. БАБКИНА ВАЛЕНТИ НА ИВАНОВ НА Подписан: БАБКИНА ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА DN: C=RU, S=Республика Крым, L=Евпатория, T=Заведующий, O=" МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""ДЕТСКИЙ САД Утверждаю заведующий МБДОУ «ДС № 20 имени 1 Мая» _________ В.И. Бабкина приказ № ____________ от «__» ________ 20 __г. №20 ИМЕНИ 1 МАЯ ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ""", СНИЛС=18337277897, ИНН=910907916999, E=valentinababkina2017@mail.ru, G=ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА, SN=БАБКИНА, CN=БАБКИНА ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: Дата: 2023-06-21 14:54:40 Foxit Reader Версия: 9.0.0 Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста «МАЛЕНЬКИЙ ТАЛАНТ» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 20 имени 1 Мая города Евпатории Республики Крым» Разработана творческой группой педагогов МБДОУ «ДС № 20 имени 1 Мая» Сроки реализации: 4 года (3-7 лет). Разработчики: Заведующий – координатор реализации программы. Старший воспитатель – осуществляет методическое сопровождение. Воспитатели, музыкальный руководитель - осуществляют реализацию программы. Пояснительная записка Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Отличительные особенности одаренных детей: - имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления; - имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность; - испытывают радость от умственного труда. Одаренного ребенка отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу. Воспитательный процесс в детском саду предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Выявление одаренности зависит от множества факторов, поэтому необходимо использовать все возможные источники информации о ребенке. Только после сопоставления информации, полученной из различных источников, можно делать какиелибо выводы. Конечная задача педагогов МБДОУ предоставить возможность для развития разных по одаренности детей. Программа рассчитана на дошкольников 3-7 лет с предпосылками к художественной, вокальной, артистической, творческой, хореографической, спортивной одаренностям. Концепция программы - Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива дошкольного учреждения. - Выявление одаренных детей должно начинаться с раннего возраста наблюдения, изучения психологических особенностей. - Диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного развития одаренного ребенка. Цель программы - создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями. Воспитательная цель: воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений. 2 Образовательная цель: расширение единого образовательного пространства детского сада для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей. Развивающая цель: развитие способностей одаренных детей к включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности. Задачи программы. - Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста. - Выявить детей с предпосылками одаренности. - Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей. - Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении. - Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников МБДОУ. В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии: - Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база. - Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий. - Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности. - Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности. Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: - принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; - принцип возрастания роли дополнительного образования; - принцип индивидуализации и дифференциации обучения; 3 - принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития; - принцип гуманизма и демократизма. Направления работы в рамках программы. Координационное направление: - организация работы всего коллектива МБДОУ; - создание предметных базовых площадок; - интеграция в рамках данного направления деятельности дополнительного образования; - обеспечение нормативно-правовой базы; - ресурсное обеспечение; - контроль и анализ деятельности. Диагностическое направление: - формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности; - проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных детей; - проведение диагностики одаренных детей; - диагностика условий обучения и развития одаренных детей; - создание банка данных «Одаренные дети МБДОУ». Кадровое направление: - определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми; - повышение квалификации педагогов на разных уровнях; - оказание информационной, методической и финансовой помощи педагогам; - создание творческой группы педагогов, работающих с одаренными детьми; - создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий. Развивающее направление: - создание образовательной среды для развития одаренных детей; организация кружков интеллектуальной, художественно-эстетической направленности; - создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня; - обеспечение материальнотехнической базы; - создание системы психологического сопровождения одаренных детей; - использование информационно-коммуникационных технологий. Информационное направление: - привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного управления, средств массовой информации к проблемам одаренных детей; - организация работы библиотеки; - создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов; - информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми. Формы работы с одаренными детьми: - индивидуальный подход в образовательной деятельности, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм занятий; - дополнительные занятия с одаренными дошкольниками, подготовка к конкурсам, интеллектуальным играм, мини-олимпиадам; - участие в мероприятиях МБДОУ, муниципальных, региональных конкурсах; - конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования; 4 - посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам; - использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия); - создание детских портфолио. Индивидуальный маршрут для одаренных детей. Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей. Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий. Использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников. Практика показывает, что одной программы бывает недостаточно для реализации образовательных, социальных задач по развитию ребенка в рамках индивидуального маршрута развития. В этой связи используется комплексирование нескольких программ различных специалистов, работающих по индивидуальному маршруту развития с ребенком. Цель этой работы - оптимизация процесса составления индивидуального образовательного маршрута ребенка и координация междисциплинарного взаимодействия специалистов в условиях командной работы. Итогом успешной работы педагогов может считаться успешное выполнение Конструкции образовательного процесса: - Базовое образование - общеобразовательные занятия базисного учебного плана, получаемые в стенах МБДОУ. - Углубленное обучение и развитие происходит с помощью индивидуальной целенаправленной работы со специалистами (психологом, логопедом, музыкальным работником, физкультурным работником и т.д.). - Элитарное обучение. Дальнейшее развитие способностей ребенок получает в виде Элитарного обучения в музыкальной школе, школе искусств и танцевальном коллективе, спортивные секции. Этапы создания индивидуального маршрута ребенка 1 этап. Выбор Коллегиальное решение и выбор ребенка для работы по построению индивидуального маршрута развития 2 этап. Наблюдение - наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности; - наблюдение за ребенком в свободной деятельности; - беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами; - беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями. 3 этап. Диагностика - определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическое обследование); - построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка; - подбор методик, определение методов и приемов работы. 4 этап. Работа - подбор индивидуальных заданий; - связь с родителями и педагогами; - домашние задания; - корректировка задач, методов работы с ребенком. 5 этап. Контроль 5 - итоговая диагностика; - представление работ ребенка на мероприятиях в МБДОУ. Виды одаренности и их проявления Творческая одаренность. Художественная одаренность Проявление фантазии в творческих художественных работах. Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки). Вокальная одаренность. Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух. Артистическая одаренность. Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память. Спортивная одаренность. Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость. Хореографическая одаренность. Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память. Прогнозируемые результаты реализации программы. - Внедрение в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений инновационных форм работы с детьми. - Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по выявлению и развитию способностей и предпосылок одаренности детей дошкольного возраста. - Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности. - Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности. - Использование условий социума для разностороннего развития детей дошкольного возраста. - Повышение качества подготовки детей к школьному обучению и увеличение количества детей с высокой степенью готовности к школьному обучению. - Рост престижа дошкольных образовательных учреждений в муниципальной образовательной системе. - Повышение качества образования и воспитания дошкольников в целом. Тестовые методики Отбор методик по выявлению одаренности детей представляет особую сложность в работе педагога. Существующие методики рационально разделены на три группы: - для выявления одаренности детей; - для оценки склонностей педагога к работе с одаренными школьниками; - для выявления и распознавания способностей у детей родителями. Используются следующие методики: «Преобладание левого (правого) полушария», «Интеллектуальный портрет», «Сфера личностного развития» «Характеристика воспитанника», «Карта одаренности», «Круги». Своевременная диагностика способностей детей, соответствующее их потребностям программное обеспечение, предъявление им заданий более высокого уровня и профессионализм педагога, способного работать с одаренными детьми - это слагаемые системного подхода к обучению одаренных детей. Формы организации учебно-воспитательной деятельности с одаренными детьми: 6 Форма Наглядное моделирование Задачи Развитие умственных способностей ребенка: 1. Ознакомление с пространственными отношениями. 2. Развитие элементов логического мышления. 3. Развитие речи и ознакомление с художественной литературой. 4. Развитие элементарных математических представлений. 5. Подготовка к обучению грамоте. 6. Конструирование. 7. Подготовка к сюжетно-ролевой игре. 8. Ознакомление с природой. 9. Ознакомление с элементарными физическими явлениями. 10. Изобразительное искусство. Экспериментальная Выявление новых способностей у детей путем мастерская внедрения новых педагогических технологий. Работа по индивидуальным Создание индивидуальной траектории развития образовательным маршрутам личности ребенка Круглый стол - Психологическое и педагогическое сопровождение родителей одаренного ребенка. - Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей. - Поддержка и поощрение родителей одаренных детей. Кружки, секции, тематические Создание условий для самореализации одаренных детей недели, праздники, конкурсы для проявления творческих и интеллектуальных способностей Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов. - Количественные и качественные показатели участия воспитанников в мероприятиях разного уровня и творческих конкурсах. - Положительная динамика проявления интереса воспитанников к различным видам деятельности. - Положительная динамика проявления интереса педагогов к исследовательской деятельности. - Рост профессионального мастерства воспитателей, работающих с одарёнными детьми. - Уровень социальной успешности воспитанников. 7